Воздушный транспорт требует особой требовательности к проверке его исправности и техобслуживанию. Это объясняется высокой опасностью возникновения аварийных ситуаций в воздухе. Данная статья составлена по рекомендациям АО «АРЗ», холдинга «Вертолеты России».
Мероприятия, составляющие техобслуживание вертолетов.
Техническое обслуживание вертолетов МИ-8/17/171, а также их модификаций, не является единичной операцией. Это комплекс процедур, проводимых в разных ситуациях, имеющих определенную цель. Также ТО в РФ подразделяется по системам летательного аппарата:
• контроль состояния планера и силовой установки;
• проверка и техобслуживание авиационных и радиоэлектронных приборов.
• шасси
• несущая система
Техобслуживание вертолетов может быть оперативным или периодическим, а в случае его хранения: сезонным или специальным.
К оперативному техобслуживанию относятся действия:
• встреча воздушного судна (ВС);
• обустройство стоянки (ОС);
• организация вылета (ОВ);
• осмотр и обслуживание — формы ОВ-1, А-1,А-2,Б.
ОС начинается, если экипаж судна передает его на техобслуживание больше, чем на два часа или при перемещении его на другое место дислокации.
ОВ производится как предполетная подготовка судна, без исключений, без учета была ли проведена оперативная форма.
Форма ОВ-1 проводится в случае отсутствия полетов после проведения оперативной формы больше двенадцати часов, если было выполнен осмотр вертолета по форме А-1 после техобслуживания.
Техобслуживание воздушного судна А-1 проводится:
• при нахождении транспортного средства в воздухе более 45 минут, если нет необходимости проведения А-2;
• дозаправки, при перерыве между приземлениями меньше 45 минут;
• прекращении полетов, если суточный налет меньше 7 часов.
Обслуживание воздушного судна А-2 проводят после:
• больше 7 часов нахождения в воздухе за сутки, если не настал срок выполнения периодического ТО (при налете меньше 7 часов, форму «А-2» проводят один раз каждые 48 часов при продолжении полетов);
• проведения периодического техобслуживания по любой форме;
• специального ТО.
Форму Б назначают после 25 часов, проведенных ЛА в воздухе, с погрешностью плюс-минус 5 часов.
Выполняемые работы ТО.
Все виды действий, выполняемые при ТО вертолетов модификациц МИ, выполняются, чтобы обеспечить безопасность воздушного судна, его экипажа, пассажиров и груза. По этой причине для каждого вида в авиапредприятиях РФ установлен регламент, который устанавливает сроки для его проведения.
Периодическое техобслуживание.
В список действий, выполняемых при проведении периодического ТО в РФ входят:
• предварительная подготовка;
• диагностика и ремонт при необходимости;
• смазочные работы;
• пусковые работы.
Этот тип обслуживания вертолетов МИ назначается после налета более 50 ч. после начала полетов летательного аппарата или ремонта. Включает форму Ф-1, в дальнейшем, после нарабатывания 100, 300, 500 ч. полета, выполняются Ф-2, Ф-3 и Ф-4. Добавление этих форм не зависит от допусков предыдущих форм ТО.
Все действия рассматриваемого техобслуживания, имеют одинаковый допуск, который равен плюс-минус 10 полетных часов. Если ТО вертолетов серий МИ проводится поэтапным методом, допуск может увеличиваться до 20 часов для работ, проводимых через 100 часов и больше.
График обследования моторов составляется по времени налета планера. Если летательный аппарат (ЛА) подвергался замене мотора или других значимых деталей по причине выработки ресурса, или воздушное судно подвергается ТО досрочно, проводится ремонт и обслуживание, требуемое по имеющемуся количеству проведенных в воздухе часов планера и по времени:
• мотора;
• элементов планера или проводки, которые доступны, только когда снят двигатель или комплектующее изделие.
В дальнейшем все обслуживание двигателя и других систем вертолета проводится в штатном режиме, по единому временному графику. Отправной точкой служит планер вертолетов.
Периодическое ТО включает проверку мотора, состояния масел и агрегатов, имеющих ограниченный ресурс. Выявляются и заменяются элементы, вышедшие из строя, проводится замена смазочных материалов.
Подготовка к хранению.
Обслуживание вертолетов серий МИ, при хранении необходимо, если ЛА не поднимается в воздух в течение некоторого времени.
Оно включает:
• подготовку ЛА к хранению;
• обслуживание 10±2 с.;
• обслуживание 30 ±5 с.;
• 90 суток ±10 суток;
• 180 суток ±30 суток;
• подготовку воздушного судна к полетам после хранения.
В задачи ТО входит поддержание рабочего состояния судна МИ и возможность быстро подготовить его к эксплуатации.
Сезонное ТО.
Данный вид обслуживания производится во время подготовки вертолетов МИ-8/17/171, в РФ к периодам осень-зима и весна-лето. Это связано с разницей износа покрытия, резиновых изделий и других особенностей эксплуатации воздушных судов при разных температурах.
Такое обслуживание позволяет снизить износ конструкций и повысить безопасность полетов. Предусматривает проведение:
• дефектации;
• реставрации антикоррозионного слоя ;
• мелкий ремонт;
• устранение коррозии;
• регулирования натяжения тросового управления;
• проверки сигнализации;
• восстановление чехлов заглушек и др.
Основная часть неисправностей ЛА при высоких температурах возникает в конструкции шасси. Виной тому в большинстве случаев становится избыточное давление в шинах воздушного судна, которое приводит к скачкам и броскам вертолетов при перемещении. Крепеж конструкции разбалтывается. Такие неисправности чреваты возникновением аварийных ситуаций, поэтому подлежат немедленному устранению. К ним относятся такие легко устранимые, но очень опасные изъяны, как:
• надиры;
• усиленный износ;
• люфты;
• старение шин.
Чтобы свести данные проявления к минимуму, рекомендуется регулировать давление шин по нижнему пределу. Это позволит уменьшить их износ, снизит их старение, уменьшит разбалтывание крепежа шасси.
Специальное ТО.
Специальное ТО не имеет временных рамок, а назначается при наступлении особых обстоятельств. Его проводят для подтверждения безопасности дальнейшего использования Вертолетов МИ-8/17/171, либо приведения его в надлежащее состояние. Этот вид техобслуживания назначается в случае следующих событий:
• попадания в зону высокой турбулентности;
• покрытия ЛА льдом;
• поражения ЛА ударом молнии;
• грубой посадке;
• захвата судна штормовым ветром на земле;
• проведения капитального ремонта;
• замены мотора, редукторов, втулок винтов.
Для проведения данных действий существуют технологические карты, регламентирующие состав и порядок проведения техобслуживания. Они включены в «Руководства по технической эксплуатации вертолетов МИ -8Т (МТВ/АМТ, и их модификаций)», и входят в инструкции по технологиям обслуживания и хранения комплектующих деталей.
Допуск к полетам воздушных судов, подвергнувшихся указанным условиям, без прохождения специального ТО в РФ запрещен.
Специальное техобслуживание назначается комиссией, собранной эксплуатирующим ЛА предприятием. Комиссия анализирует данные о происшедших событиях, обследует воздушное судно и составляет решение о составе и характере техобслуживания, фиксируя обнаруженные неисправности в дефектной ведомости. На основании этого документа выполняется ТО и ремонт вертолета.
Компания «АРМАДА» предлагает профессиональную помощь в обслуживании вертолетов Российского производства.